Предметы старины — то, в чём хранится наша история. Мы бережно собираем хозяйственную утварь, посуду, мебель, чтобы познакомить гостей нашего славянского дома-бани «Жыхарка» с укладом жизни предков и передать эти традиции дальше, нашим потомкам. Многие из экспонатов, которые можно у нас увидеть, найдены в селе Моторское Красноярского края и датируются концом XIX-нач. XX века.
Шайка — это единственный сосуд, который как бы постоянно приписан к бане и изготовляется исключительно для нее. Шайку использовали и для мытья, и для зачерпывания воды из чана, переноски ее на полок, а также для обливания. В ручке для удобства вырезали перехват для руки (шириной в ладонь). В более позднее время широкое распространение получила более простая ручка в виде неправильного ромба.
Деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья, накатки кож. Предмет домашнего обихода использовался для выколачивания и глажения белья. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем. В глухих деревнях рубель в качестве утюга применяли вплоть до середины ХХ века.
В XIX веке лыковые лапти становятся повседневной обувью на Руси. Лыко — это луб молодых липовых деревьев. Также лапти делали из бересты.
И в публикациях археологов ничего не говорится о плохо сохранившихся обрывках лаптей. Об этой обуви имеются упоминания в летописях, например в «Повести временных лет». Лапти были не долговечными: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой мужик носил не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал в четыре дня. Лапти для будней старались сделать прочными, чтобы дольше носились. Их плели из грубого широкого лыка.
Такие коврики украшали каждую избу, особенно распространились они в XIX веке. Дорожки, круглые и прямоугольные, традиционно выполнялись из вещей, которые отслужили свой век, это своеобразная техника переработки, придание нового качества старым вещам, каждой ветоши. Всё шло в ход! Иногда в качестве материала применяли даже отчёсы льна, коноплю, лыко, солому, то есть материалы, которые не могли использоваться для ткачества.
Это одно из древнейших ремёсел. До XIX-начала XX веков являлось одним из самых распространенных домашних занятий для девушек. Повсеместно для ткачества использовались разного рода ручные приспособления (дощечки, бёрдышки). Ткачество — очень тяжелый процесс, требующий затраты большого количества сил и времени. Традиционное сырьё: шерсть, лён, хлопок и шёлк.
Один из видов деревянной игрушки, делали которые с помощью топора. Изделия, чаще всего, делались не на продажу, а для личного потребления. В основном игрушки представляли собой статуэтки зверей и людей, которые выполняли роль языческих божков — покровителей домашнего очага, идолов, оберегов и просто детских игрушек.
Тряпичные куклы пришли из глубины веков, в них вкладывали определенный смысл, у каждой было своё назначение. Кукол делали на достаток и хороший урожай, на успешное замужество и многодетство, на здоровье и услужение духам. В коллекции дома-бани «Жыхарка» есть не только куклы, созданные современными мастерицами — хранительницами народных традиций, но и куклы с большой историей. Например, есть кукла, найденная на чердаке одного из домов села Моторское. Её создание датируется началом XX века.
В таких берестяных коробах-туесках наши предки хранили соль, сахар, крупы, сухие травы, чай, лавровый лист и многое другое. В них могли долго храниться и не киснуть молоко и сметана. С туесками ходили по грибы и ягоды. Береста имеет высокую прочность и почти не поддается гниению. Интересно то, что туеса делали без каких-либо инородных крепежей — без гвоздей и клея.
Этот незатейливый ручной столярный инструмент помогал возводить избы. Рубанки стали широко применять ещё в XV веке. Традиционно на Русион назывался мастерами «стругом» или «настругом». Большинство исследователей склоняются к версии, что рубанок, а также многие другие инструменты, появились на Руси во времена Петра I. В любом случае, русский мужик спокойно обходился и без рубанка, что метко подметил корреспондент французской газеты Le Nord в середине XIX века: «Русский мужик хороший ямщик, хороший плотник, и топор, который он всегда носит при себе, заменяет ему и пилу, и долото, и рубанок» («Русский вестник», 1856 г., том 5).
Еще сто лет назад это был невероятно важный предмет народного быта, орудие труда для каждой крестьянской семьи. С помощью прялки создавали нитки из шерсти или волокон растительного происхождения, из которых впоследствии получались ткани.
Для девушки она была верной спутницей от колыбели до гробовой доски. К примеру, у восточных славян пуповину новорожденной было принято перерезать на прялке, а при крещении малышку передавали крестной матери над этим приспособлением.
Чугунки, крынки, расписные подносы — всё это являлось неотъемлемой частью быта. В чугунке — традиционно русской посуде — готовили щи или кашу в русской печи. В глиняных крынках хранили молоко и молочные продукты. Ложкарный промысел был распространён по всей России.
Ложки на Руси вырезали в основном из липы. Они получались легкими, удобными. Делали их с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. В старину русские люди носили ложку при себе, за поясом или за голенищем сапога. Без своей ложки в гости не ходили. Если же в дом приходил гость, то хозяин ложки ему не подавал, а ждал, когда тот достанет свою ложку.
Утюг на углях стал использоваться повсеместно примерно с середины ХVIII века и в отдалённых маленьких деревеньках им пользовались вплоть до середины XX века. Приспособление были крайне тяжелым, для того чтобы раздуть угли, приходилось усиленно им махать. Такой утюг мог легко прожечь любимую вещь, особенно если из него вываливался уголек.
Хотите увидеть все своими глазами и узнать больше о быте наших предков? Приглашаем в «Жыхарку»!